Популизм, евроскепсис и комик Беппе Грилло — вот три победителя парламентских выборов в Италии, в ходе которых итальянские избиратели одновременно выбирали палату депутатов и сенат. Как показали итоги голосования, на фоне курса правительства Марио Монти на жесткую экономию среди итальянцев высоким спросом вновь пользуется популизм.
По итогам голосования 23–24 февраля первое место получила левоцентристская коалиция «Италия. Общее благо» во главе с Пьером Луиджи Берсани (бывший премьер области Эмилия-Романья и министр экономического развития в кабинете Романо Проди в 2006–2008 годах), которая шла на выборы под лозунгом «Справедливая Италия». Но победа оказалась пирровой. Согласно избирательной системе Италии, принятой в 2005 году при Сильвио Берлускони, левоцентристы автоматически получили 54,8% мест в нижней палате. Однако количество полученных ими мест в сенате не позволяет им создать большинство даже с участием фракции Монти, заставляя искать точки соприкосновения либо с Грилло, либо с правоцентристами Берлускони.
Правоцентристская коалиция больше года поддерживала инициативы нового правительства Марио Монти, неполитической фигуры, экономиста и президента университета Боккони, утвержденного на пост главы правительства 16 ноября 2011 года как раз после отставки Берлускони. Последний выжидал удобного момента до декабря 2012 года, когда заявил, что больше поддержки не будет. Понимая, что правительственные законопроекты проходить через парламент больше не будут, Монти подал в отставку (см. «Экономных не любят»). Парламентские выборы формально оказались досрочными (впрочем, очередные выборы и так были назначены на март 2013-го).
Левые с правыми идеями, правые с левыми лозунгами
Берсани обещал избирателям бороться против коррупции и организованной преступности (для подкрепления своих слов левоцентристы включили в список бывшего прокурора по борьбе с мафией Пьеро Грассо) и стимулировать производство с акцентом на интересах итальянского производителя. Прозвучали стандартные для европейских левых обещания о равных правах для детей иммигрантов и однополых пар.
А вот в экономике левоцентристы обещали продолжение курса Монти на экономию, но в модифицированном виде. «Мы должны и дальше проводить политику снижения задолженности, контроля над бюджетом, стабильности. Необходимо комбинировать политику строгой экономии и политику, направленную на экономический рост», — заявил Берсани, чьи слова стали отсылкой одновременно и к курсу Марио Монти, и к линии президента Франсуа Олланда во Франции. Вообще особенность нынешних выборов заключается в том, что именно левоцентристская коалиция обещала продолжать характерный для правых правительств курс на сокращение социальных расходов, в то время как правоцентристы Берлускони занимали нишу, более характерную для левых популистов.
Правоцентристская коалиция Сильвио Берлускони отстала от левоцентристов менее чем на один процент. Против победы экс-премьера, до которой был буквально шаг, сыграло время — он всего лишь год с небольшим тому назад руководил правительством, и именно его многие итальянцы по-прежнему винят в нынешних экономических бедах.
В этой кампании медиа- и футбольный магнат пошел наиболее простым путем, обещая избирателям всё, что они хотели бы услышать, и даже больше. Какое из его обещаний ни возьми, каждое претендует войти в мировую историю популизма. Экс-премьер обещал не только отмену введенных правительством Монти антикризисных налогов (например, нового муниципального налога на недвижимость), но и возвращение уже уплаченных денег. А еще Берлускони обещал после прихода к власти объявить амнистию для итальянцев, уклонявшихся от уплаты налогов, снизить подоходный налог и заморозить на веки вечные нынешнюю ставку налога на добавленную стоимость. Прозвучало и знакомое украинскому избирателю обещание сократить вдвое число депутатов парламента и радикально сократить расходы на их содержание.
Цунами смывает власть
Когда запрос избирателей на популизм умножается на евроскептицизм — получается Беппе Грилло. (Немецкий политик Пер Штайнбрюк вообще охарактеризовал результаты голосования в Италии словами «выиграли два клоуна», имея в виду Грилло и Берлускони.) Комедийный актер и блогер (у него ежедневная аудитория составляет миллион человек) не только удачно поймал популистские и евроскептические настроения итальянцев, выросшие на фоне «бухгалтерской» политики Марио Монти и призывов канцлера ФРГ Ангелы Меркель к «затягиванию поясов». Третий кит его успеха — противопоставление себя профессиональным политикам под лозунгом «Убирайтесь все домой!», что позволило ему собрать максимум голосов среди тех, кто разочаровался в Берсани, Берлускони и Монти вместе взятых.
Предвыборная кампания Грилло под названием «Цунами-тур» строилась на личных встречах с избирателями и активной агитации через Интернет. Он гневно клеймил продажных политиков, не стесняясь в выражениях (например, Берлускони получил кличку «карлика-психопата»), обещал сократить зарплаты парламентариев сразу в десять раз, отменить неприкосновенность за коррупционные преступления и выгонять депутатов, проработавших более двух сроков. Обыгрывая разочарование в Евросоюзе, Грилло пообещал отказаться от евро и вернуть итальянскую лиру, а также добиться уменьшения размера ячеек в сетях рыбаков Сицилии по сравнению со стандартами Евросоюза.
Марио Монти, проводивший первую в своей жизни кампанию, вел ее в статусе исполняющего обязанности первого министра. Это плохо повлияло на рейтинг его коалиции «Вместе с Монти за Италию» — за нее проголосовал лишь каждый десятый итальянец. Сказалось не столько разочарование в курсе на жесткую экономию, сколько отсутствие ощутимых результатов такой политики. Руководитель правительства обещал радикальные реформы в интересах бедных и среднего класса. К примеру, проблему рабочих мест для безработной молодежи он предлагал решить путем внедрения более простого порядка увольнения для работающих. Не обошлось и без традиционных уже призывов сократить количество бюрократов и депутатов.
Избиратели-страусы
Главная интрига политической жизни Апеннин — как теперь политическим противникам наладить сотрудничество. Дело в том, что в ходе кампании Берсани пообещал, что не станет блокироваться ни с кем из фаворитов. Грилло еще и успел высмеять своих конкурентов, а вариант союза с Берлускони и вовсе назвал «преступлением против Галактики». Берлускони, напротив, воздерживался от нападок на оппонентов и сразу после оглашения результатов выдвинул идею создания большой коалиции между левоцентристами и его блоком (возможно, даже с участием Монти).
Впрочем, после оглашения результатов Берсани пошел на попятную и сделал Грилло прямое предложение поддержать «правительство перемен». «До сих пор они требовали: ”Убирайтесь все!” Но теперь они тоже участвуют в политике. И пусть тогда либо убираются, либо пояснят, что нужно делать со страной», — заявил первый номер в коалиции левоцентристов.
На самом деле ситуацию запутали не политики, а сами избиратели, умудрившиеся принять 23–24 февраля взаимоисключающие решения. С одной стороны, итальянцы, желающие выведения экономики из стагнации, продемонстрировали разочарование в курсе правительства Монти, и поэтому его коалиция получила лишь 10,5% голосов. С другой стороны, более 50% избирателей, поддержавших Берлускони и Грилло, просто спрятали голову в песок.
Италия — парламентская республика, для которой характерна политическая нестабильность. Но результаты нынешних выборов рискуют спровоцировать нестабильность в квадрате, если только левоцентристы Берсани и правоцентристы Берлускони не найдут точки соприкосновения, чтобы объединиться в сенате и палате депутатов. Если нестабильная политическая ситуация в стране только усугубится, европейцам впору будет ставить вопрос об эффективности парламентской республики вообще.
Когда комедия становится политикой
Марианна Сороневич, главный редактор «Украинской газеты» (Италия):
— Высокий результат Беппе Грилло объясняется в том числе коррупционными скандалами, которые прогремели в последние годы в разных частях Италии на уровне региональных администраций и больших партий. Контраст между высокими доходами и роскошным стилем жизни политиков на фоне всеобщего обеднения страны привел к разочарованию в традиционных лидерах, а давление экономического кризиса заставило электорат обратить внимание на альтернативного лидера движения «Пять звезд».
Высокий результат этого движения стал шоком для политического бомонда. За Грилло голосовали разочарованные избиратели, протестующие против направления, в котором идет страна. Это в первую очередь безработная молодежь и люди среднего возраста, стабильность будущего которых под угрозой. Можно сказать, что итальянцы не поняли Монти и не сумели разглядеть его потенциал, в то время как на зарубежных избирательных участках за него активно голосовали. Мы видим, что симпатии электората внутри полуострова привлекли силы с сильными коммуникативными лидерами-шоуменами — Берлускони и Грилло.
Повторные выборы возможны, но сейчас все политические силы пытаются их избежать, чтобы не прибегать к дополнительным тратам из пустой государственной казны, ведь каждое волеизъявление обходится в 400 миллионов евро. Делать прогнозы трудно, потому что Грилло является непредсказуемым политиком. Сейчас он отказывается сотрудничать с «партийным правительством» и предлагает оставить на несколько месяцев у власти правительство Монти. Похоже, для того чтобы выиграть время и сориентироваться в ситуаци.
Автор: Сергей Слободчук